ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДИСТАНТНОГО ТИПА РЕЦЕПЦИИ НА ОБЪЁМ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ
Аннотация
Цель: установить наличие взаимосвязи между дистантным типом рецепции и объемом кратковременной памяти.
Материалы и методы. В качестве испытуемых исследования выступили 50 студентов Курского государственного медицинского университета (КГМУ). Для оценки объёма зрительной и слуховой кратковременной памяти использовали тестовую методику «Память на числа» и тест кратковременной памяти на слова. В качестве ведущих показателей оценивались точность и объём кратковременной памяти. Обобщение и статистический анализ данных производился при помощи программы Microsoft Excel. Рассчитывали средние значения показателей с ошибками. Рассчитывали прямолинейную корреляцию по Пирсону.
Результаты. Объём слуховой памяти на числа составил в среднем 49,8% против 44,2% при задействовании зрительной памяти. Средняя точность слуховой памяти на числа равнялась 32,8%. Средняя точность зрительной памяти на числа достигла 27%. Средний объём слуховой памяти на числа был равен 52%. Средний объём зрительной памяти на числа оказался 39,6%. Показатель точности обратно пропорционален объёму памяти, поэтому средняя точность слуховой памяти на числа составила 17,6%, что меньше 25,1% при использовании для запоминания зрительного анализатора. Прослеживается заметная теснота связи между точностью зрительной кратковременной памяти как на числа, так и на слова, и объёмом памяти (коэффициент прямолинейной корреляции по Пирсону равен 0,69 и 0,62 соответственно). Обнаружена высокая сила связи между слуховой памятью на числа и точностью (коэффициент прямолинейной корреляции по Пирсону равен 0,71) в отличие от слуховой памяти на слова (линейный коэффициент корреляции Пирсона составляет 0,37).
Заключение. При проведении корреляционного анализа было определено, что сопоставленные показатели объёма кратковременной памяти и её точности как при использовании слуховой, так и при использовании зрительной сенсорной системы отражают только прямые прямолинейные корреляционные связи. Исследование показало, что для слухового типа дистантной рецепции характерны более высокие показатели объема и точности кратковременной памяти, чем для зрительного.
Ключевые слова: кратковременная память, слуховая память, зрительная память, объем, точность.
Objective: To establish the relationship between the distant type of reception and the volume of short-term memory.
Materials and methods. The subjects of the study were 50 students of Kursk State Medical University (KSMU). To assess the volume of visual and auditory short-term memory, the test method «Memory for numbers» and the short-term memory test for words were used. The accuracy and volume of short-term memory were evaluated as the leading indicators. The generalization and statistical analysis of the data was carried out using the Microsoft Excel program. The average values of the indicators were calculated with errors. A straight-line Pearson correlation was calculated.
Results. The volume of auditory memory for numbers averaged 49,8% versus 44,2% when using visual memory. The average accuracy of auditory memory for numbers was 32,8%. The average accuracy of visual memory for numbers has reached 27%. The average amount of auditory memory for numbers was 52%. The average amount of visual memory for numbers turned out to be 39,6%. The accuracy index is inversely proportional to the amount of memory, so the average accuracy of auditory memory for numbers was 17,6%, which is less than 25,1% when using a visual analyzer for memorization. There is a noticeable closeness of the relationship between the accuracy of visual short-term memory for both numbers and words, and the amount of memory (Pearson's rectilinear correlation coefficient is 0,69 and 0,62, respectively). A high strength of the relationship between auditory memory for numbers and accuracy was found (Pearson's rectilinear correlation coefficient is 0,71) in contrast to auditory memory for words (Pearson's linear correlation coefficient is 0,37).
Conclusion. During the correlation analysis, it was determined that the compared indicators of the volume of short-term memory and its accuracy both when using the auditory and visual sensory systems reflect only direct rectilinear correlations. The study showed that the auditory type of distant reception is characterized by higher indicators of the volume and accuracy of short-term memory than the visual one.
Keywords: short-term memory, auditory memory, visual memory, volume, accuracy.
Об авторах
София Мушеговна ГригорянРоссия
студентка 3 курса лечебного факультета
Дарья Владимировна Данильчук
Россия
студентка 3 курса лечебного факультета
Павел Владимирович Ткаченко
Россия
д.м.н., доцент, заведующий кафедрой нормальной физиологии им. А.В. Завьялова
Надежда Игоревна Белоусова
Россия
к.м.н., доцент кафедры нормальной физиологии им. А.В. Завьялова
Список литературы
1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник 3-е изд., испр. и доп. Москва: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2012. 576 с. ISBN 978-5-9986-0086-9.
2. Баарса Б., Гейдж Н. Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки: в 2 ч. Том №1. Перевод Шульговский В.В. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 541 с. ISBN 978-5-9963-2352-4.
3. Боднар А.М. Психология памяти: курс лекций: Учебное пособие. Екатерин- бург: Издательство Уральского университета, 2014. 100 с. ISBN 978-5-7996-1262-7.
4. Буланников Г.В. Функциональная анатомия лимбической системы. Молодежь – практическому здравоохранению: Материалы XII Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых-медиков. 2018;1:142-146. EDN: XDFRWR.
5. Каменская М.А., Каменский А.А. Основы нейробиологии: Учебник для вузов. Москва: Дрофа, 2014. 365 с. ISBN 978-5-358-12071-6.
6. Польской В.С., Маслова О.А., Алипова А.И. К вопросу о функции лимбической системы. Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2021;4:144-151. EDN: ZICAQX.
7. Холл Дж. Э. Медицинская физиология по Гайтону и Холлу. Под ред. Кобрина В.И., Галагудзы М.М., Умрюхина А.Е. Москва: Логосфера, 2018. 1328 с. ISBN 978-5-98657-013-6.
8. Шилов Ю.Е. Память и научение: учебное пособие. Самара: Изда тельство Самарского университета, 2021. 92 с. ISBN 978-5-7883-1698-7.
9. Шмидт Р.Ф., Ланг Ф., Хекманн М., под ред. Физиология человека с основами патфизиологии: в 2 т. Том №1; Перевод Каменская М.А. и др. Москва: Лаборатория знаний, 2021. 540 с. ISBN 978-5-00101-302-0.
10. Эхаева Р.М., Халидова Р.Х. Физиологическая основа и виды памяти человека. Педагогическая деятельность как творческий процесс : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2019; 1:698-704. EDN: KVBKIN.
Рецензия
Для цитирования:
Григорян С.М., Данильчук Д.В., Ткаченко П.В., Белоусова Н.И. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДИСТАНТНОГО ТИПА РЕЦЕПЦИИ НА ОБЪЁМ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ. Вектор молодёжной медицинской науки. 2024;1(1):60-65.