ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
Аннотация
Актуальность. В последние годы наблюдается значительный рост числа аптечных организаций в Российской Федерации. Это свидетельствует о повышенной потребности населения в надлежащем лекарственном обеспечении. Профессиональный стандарт «Провизор» регламентирует трудовые функции провизоров. Среди прочих – информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента, а также осуществление эффективных коммуникаций в устной и письменной формах. Так, консультации провизора позволяют контролировать ответственное самолечение населения. В связи с этим возникает необходимость адекватной оценки профессиональной компетентности фармацевтов и провизоров.
Цель – оценить зависимость удовлетворенности потребителей качеством предоставляемого им фармацевтического консультирования
от уровня профессиональных знаний фармацевтов и провизоров.
Материалы и методы. В рамках исследования было проведено выборочное анонимное анкетирование посетителей аптек
и фармацевтических работников в 100 аптечных организация г. Нижнего Новгорода ((n1=102, n2=100). Результаты опроса оценивали с помощью модифицированного (упрощенного) алгоритма паспорта станции «Фармацевтическое консультирование», применяемое при аккредитации специалистов. Анализ полученных данных осуществляли методами описательной статистики.
Результаты. Большая часть посетителей аптек приобретает дополнительные товары. Меньшая часть посетителей предпочитает товар более высокой ценовой категории по совету провизора. Среди них у большей части ожидания относительно эффективности товара оправдываются. Надлежащее консультирование и информирование осуществляет 50% фармацевтических работников.
Заключение. Степень удовлетворенности посетителей аптек не зависит от уровня профессиональных знаний фармацевтов и провизоров. Полученные данные указывают на необходимость более глубокого изучения факторов, влияющих на клиентский опыт.
Об авторах
Антон Дмитриевич КарасевРоссия
студент 4 курса фармацевтического факультета
Елена Петровна Струева
Россия
студент 4 курса фармацевтического факультета
Светлана Викторовна Петрова
Россия
старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации и фармацевтической технологии
Алена Анатольевна Пономарева
Россия
к.фарм.н, доцент, Приволжский исследовательский медицинский университет (ПИМУ)
Список литературы
1. Антропова Г.А., Оконенко Т.И., Прошина Л.Г. Необходимость проведения фармацевтического консультирования в системе обращения лекарственных средств. Вестник Новгородского государственного университета. 2022;1(126): 75-80. DOI: https://doi.org/10.34680/2076- 8052.2022.
2. Олейникова Т.А., Барыбина Е.С. Рациональный подход к вопросу ответственного самолечения через призму фармацевтического консультирования. Ремедиум. 2022;26(1):26-29. DOI:10.32687/1561-5936-2022-26-1-26-29.
3. Соболева М.С. Предоставление фармацевтического консультирования посетителям аптечных организаций в рутинной фармацевтической практике. Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика
4. и фармакоэпидемиология. 2023;16(2):258-263. DOI: 10.17749/2070-4909.
5. Showande, S.J., Laniyan, M.W. Patient medication counselling
6. in community pharmacy: evaluation of the quality and content. J of Pharm Policy and Pract. 2022;15(103). DOI: 10.1186/s40545-022-00502-3.
7. Tadesse YB, Sendekie AK, Mekonnen BA, Denberu FG, Kassaw AT. Pharmacists' Medication Counseling Practices and Knowledge and Satisfaction of Patients With an Outpatient Hospital Pharmacy Service. Inquiry. 2023;60:1-10.
8. DOI: 10.1177/00469580231219457.
9. Yang, S., Kim, D., Choi, H.J. et al. A comparison of patients’
10. DOI: 10.1186/s12913-016-1374-x.
Рецензия
Для цитирования:
Карасев А.Д., Струева Е.П., Петрова С.В., Пономарева А.А. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ. Вектор молодёжной медицинской науки. 2024;(4).